VKONTAKTE INSTAGRAM
18/10
2016

Этнические татуировки на старых открытках.

Современные татуировки, ныне так популярные в обществе, берут начало в глубинах человеческой истории. В те стародавние времена, когда в поисках мест, пригодных для обитания и пропитания племена собирателей и охотников бродили по миру. Человек учился жить в группе, получал необходимые навыки для выживания в дикой природе. Выделяя себя среди других групп, рисовал, а впоследствии и накалывал на своём теле знаки племени. 

С развитием и усложнением человеческих отношений, возникают этнические общности. Это группы людей, которых связывает единство языка, культуры и истории. К ним относят племена, народности и нации. На основе обнаруженных в разных уголках мира свидетельств, напрашивается вывод, что культура нанесения устойчивых изображений на тело, развивалась среди народов земли самостоятельно и независимо друг от друга.

Татуирование, татуировать (на таитянском, "Tatau" значит "сцарапывать кожу") — универсальный обычай выводить на теле знаки (линии, узоры, изображения деревьев, цветов, животных и всякого рода фигуры) посредством введения в кожу механическим путем (накалыванием, надрезанием) красящих веществ. Специфичность татуировки в сравнении с окрашиванием заключается в том, что краски вводятся под кожу, вследствие чего становятся нестираемыми навсегда. Найденные в Ориньякской пещере (Франция), заострённые инструменты из рога и кости, наводят на мысль, что искусство татуировки было так же знакомо древнему человеку, как и окрашивание (раскрашенные черепа в древних курганах).

Наивысшего развития в техническом отношении татуировка достигла у племён, которые по климатическим условиям обходились без одежды. В этом случае тело представлялось, как поле для обширного применения этой практики. Такое развитие татуировки мы находим у полинезийцев, на Зондских и островах Тихого океана и на Японском архипелаге.

 

"Та-мо́ко" татуировки Ма́ори.

Маори —коренные жители Новой Зеландии. Выходцы с тихоокеанских островов Полинезии. Первые поселенцы, заселившие необитаемые земли, по оценкам историков прибыли в страну с IX по XV века. За 300 лет до появления европейских мореплавателей.

"Та-мо́ко" - это украшение тела и лица маори. Процедура нанесения — процесс, который требует терпения. Техника исполнения "моко" отличается от общераспространенной практики татуировки. Изображение наносится не посредством накалывания множества точек или проделывания стежков, а с использованием резцов для процарапывания и соскабливания. Кожа с "моко" имеет шероховатые выпуклости. Она уже не гладкая, и мягкая. Методы и образцы нанесения татуировки схожи в различных частях Полинезии.

До прибытия европейцев в Новую Зеландию, высокопоставленные Маори носили "моко". Без него человек не ценился, а занимал низшую социальную ступень. Получение "мoкo" сопровождалось ритуалами и обозначало период жизни, связанный с переходом из детства к взрослению.

Само "мoкo" содержит код, который свидетельствует о происхождении и статусе носителя. Мужчины выполняли татуировку на лице, бедрах и ягодицах, иногда на спине и икрах. Женщины носили "моко" на губах и подбородке, иногда на лбу, спине и бедрах.

 

Татуировки в Японии.

У татуировок в Японии давняя традиция, здесь они называются Ирэдзуми. Раннее упоминание об этом, встречается в китайском сочинении по истории «Предание о людях «ва» из истории государства Вэй» (Вэйчжи вожэнь-чжуань), в котором описывается Япония в 3-м столетии.

В начале эпохи Эдо (1603 - 1868 г.г.) татуировки популярны среди проституток и ремесленников. С 1720 года татуировка применяется, как клеймо для обозначения уголовных преступников, после чего "приличные" японцы не наносят себе татуировку. Меченный, как преступник, человек уже не мог вернутся в общество, что привело к образованию собственной прослойки: Якудза. Из-за реформ Мэйдзи с 1870 года эта практика в стране упразднялась, татуировки запрещаются, вплоть до 1948 года.

 

Примеры расписанного татуировками тела известны в Старом Свете с середины 16 века. В портовых городах Голландии отмечены случаи показа татуированных туземцев, насильно захваченных с целью наживы. В Англии первый татуированный туземец появился ещё в конце 17 века. Им стал островитянин «принц Гиоло» привезённый на удивление горожанам, пиратом-авантюристом Уильямом Дампиром в 1691 году.

Уже во второй половине 18 века вместе с кораблями капитана Джеймса Кука, в Лондон пребывает «великий Омаи». Молва о людях с татуированными телами вызывала шок и подогревала любопытство. Не удивительно, что примеры этнических татуировок стали объектом для интереса и потому представлены на старых почтовых открытках начала 20 века, как яркие образцы по экзотическому оформлению человеческого тела.

А. Горский - по материалам из Сети и немецкого Архива почтовых открыток.